КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ВНЕДРЕНИЮ ЕДИНЫХ (БАЗОВЫХ) УЧЕБНИКОВ ПО ОСНОВНЫМ ПРЕДМЕТАМ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;
Право на выбор учебников в соответствии с образовательной программой учреждения по-прежнему остается у педагога:
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
…
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании
ДОЛЖНЫ ЛИ ШАХМАТЫ СТАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТОМ?
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЫ
ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ
РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН В ШКОЛЕ
О вреде мобильных телефонов на здоровье детей.
Выше мы уже назвали немало проблем,
связанных с использованием сотовых
телефонов школьниками. Но, пожалуй,
самая важная пока осталась незатронутой.
Речь идет о вреде излучения, исходящего
от мобильников. Многие родители вручают
их своим детям, когда тем едва исполняется
восемь. А ведь согласно распространенным исследовательским данным, частое
использование сотовых телефонов может стать причиной раковых заболеваний.
Пусть до сих пор нет ни доказательств, ни точных опровержений этому факту, родителям все же не стоит позволять своим детям чрезмерно
увлекаться мобильниками.
|
Новая проблема современности: мобильные телефоны в школах.
Еще полтора десятилетия назад мы даже не предполагали, что технология мобильной связи, став общедоступной для всех возрастных категорий, превратится в проблему, которая затронет образовательные учреждения. Помимо вредного воздействия мобильной связи на здоровье детей, нередко возникающих в школьных стенах краж дорогих гаджетов, обычной детской зависти к тому, у кого мобильник круче, сотовые телефоны непосредственно снижают качество школьных занятий, в значительной степени поглощая внимание учащихся.
Как же следует сегодня вести себя российским школьным учителям, чьи ученики приносят с собой на уроки мобильные телефоны и постоянно отвлекаются то на звонки, то на SMS-сообщения, то на переписку в социальных сетях?
Запрет на сотовые телефоны в школах: все ли «за»?
Сложности решения этой проблемы, ставшей столь актуальной в последние годы, прежде всего, объясняются отсутствием единого закона, который бы регламентировал использование мобильных телефонов в школах. И, пожалуй, на вопрос о запрете их применения в школьных стенах однозначного ответа пока быть не может. Наверняка любой социальный опрос, проведенный в России, показал бы, что мнения у россиян на этот счет сильно расходятся. Разумеется, учащимся такие запреты вряд ли бы понравились, но что на этот счет думают преподаватели, школьные директора, родители этих учащихся? Подобные проблемы социального характера решать нужно только сообща путем поиска компромиссов и составления свода правил, на которые согласятся и дети, и их родители, и учителя. И пока наши власти так и не рассматривают законопроектов, регламентирующих использование мобильных телефонов в школах, сами общеобразовательные учреждения могут диктовать строгие правила их применения в собственных стенах.
Если уж школьная администрация не налагает запретов на применение сотовых телефонов, то ученики все же должны понимать, что их гаджеты могут помешать учебным занятиям, а это недопустимо. Ребят стоит осведомить о культуре пользования мобильными телефонами в школе – разговаривать по ним уместно лишь на переменах, на уроках телефоны стоит выключать или ставить на бесшумный режим, также не стоит хвастать дорогими моделями перед одноклассниками.
Любое школьное занятие уместно начинать с просьбы отключить сотовые телефоны. Но что, если дети воспринимают такую просьбу в штыки? Для этого и нужен специальный школьный свод правил. В тех образовательных учреждениях, где подобные правила появились и уже успели прижиться, успеваемость учеников заметно повысилась. И это неудивительно - вместо того чтобы набирать текст очередного SMS-сообщения, ученики слушают своих учителей. Самим же преподавателям и администрации не приходится решать проблемы с утерей или поломками сотовых телефонов на школьной территории – ведь дети, боясь потерять дорогостоящее средство связи, могут повесить его на шею во время урока физкультуры, положить в карман и выронить где-нибудь на лестнице, а то и вытащить телефон из чужой сумки… Как же на деле могут выглядеть такие правила? Какие пункты следует включить в регламент, ограничивающий пользование сотовых телефонов учениками? Вот примерный свод положений, которых следовало бы придерживаться учащимся школы: Общие правила:
1. Мобильный телефон – это личная собственность учащегося (или школьного сотрудника).
2. Администрация школы и школьный преподавательский состав не несут ответственности за имущество учащихся, в том числе за их мобильные средства связи.
Правила, действующие на занятиях:
1. На время урока звуковые сигналы мобильного телефона должны быть отключены.
2. В ходе урока ученикам запрещается использовать мобильные средства связи.
3. Во время урока учителю запрещается изымать сотовые телефоны у учащихся, соответственно он (она) не несет ответственности за их сохранность.
Правила, действующие во время перемен, до и после занятий на территории школы:
1. Учащиеся не должны оставлять свои мобильные телефоны без присмотра.
2. Учащиеся не должны передавать свои мобильные телефоны в чужие руки.
Подробнее http://www.s-cool.ru/article918.html |
НЕДОСТАТОЧНЫЕ УСПЕХИ В УЧЁБЕ
|
Всем учителям и родителям хочется, чтобы их усилия, положенные на алтарь образования, были возвращены учениками в виде отличных оценок, являющихся мерилом успеха. Но, к сожалению, так случается не всегда. У плохой учебы школьника всегда есть причины, они абсолютно разные и их довольно много. В статье вы найдете ответы на вопрос "Почему ребенок плохо учится?" и что делать, чтобы исправить это.
Ученик плохо считает как в уме, так и «в столбик», не любит читать и пишет как «курица лапой»? Все существующие причины плохой учебы школьника можно условно разделить на три группы, лежащие в области: физиологии, психологии, а также проблем среды, семьи и быта.
3 физиологические причины плохой учебы школьника
— Наследственность (темперамент, особенности характера: медлительность и чрезмерная застенчивость).
— Слабое здоровье.
— Нестандартный путь развития (могут выпасть из учебного процесса как дети неспособные к умственному труду, так и вундеркинды).
4 проблемы среды, семьи, быта и действия по их решению
К таким проблемам можно отнести не располагающие к учебе условия обучения и жизни школьника, такие как:
— Низкий уровень благосостояния семьи (или неудовлетворенность им);
— Район, где расположена школа (фабричная окраина, удаленный микрорайон и т.д.);
— Напряженная, сложная в социальном или в психологическом плане обстановка в школе или в классе (конфликты между учениками на почве социального или другого неравенства, предвзятое отношение учителей);
— Неблагоприятная обстановка в семье (постоянные ссоры между родителями или между детьми, а чаще то и другое).
5 психологических причин плохой учебы школьника
Психологические причины, мешающие ребенку добиваться успехов в учебной деятельности, специалисты относят к проблемам в области познавательной (1, 2, 3 пункты) и мотивационной сфер (4, 5 пункты):
— Недостаточно сформированные навыки и приемы учебы.
— Отставание в области основных психических процессов, таких как память, внимание, логика, вербализация, что влияет на общий процесс мышления.
— Особенности нервной системы и волевой сферы.
— Несформированность устойчивого стремления к достижению успеха.
— Неразвитость интереса к изучению школьных предметов.
Подробнее http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/12/20/12-prichin-plohoy-uchyoby-shkolnika |
ПЛАВАЮЩИЙ ГРАФИК
|
Если не брать самых близких соседей, то первого сентября учебный год традиционно начинается в Бельгии, странах Прибалтики, Венгрии, Македонии, Ирландии, Польше и Словении. А вот школьникам Финляндии, Дании, Германии и Шотландии везет меньше, у них учебный год начинается уже в августе. При этом, если в Финляндии и Дании занятия в школах начинаются массово во второй половине последнего месяца лета, а в Шотландии — в последнюю неделю лета, что немного раньше, чем в среднем по Великобритании, то в Германии все зависит от школы: иногда немецкие дети идут в школу в последнюю неделю августа, а иногда (в зависимости от расписания учебного заведения) и в начале сентября.
Плавающее расписание начала занятий практикуется и в Италии. Тут все зависит от региона, и каждый год дата начала занятий в школах сообщается отдельно. Кстати, в Италии считается, что лето не заканчивается 1-го сентября, а длится до 22-го сентября, так что, логично, что дети в самый разгар лета в школу не ходят.
Кроме того, 15 сентября занятия начинаются в школах Болгарии и Румынии, во Франции учебный год начинается 3-го сентября, а в Греции — 11 сентября или же в первый понедельник после 11-го сентября, если день Х выпадает на выходной. В Англии школьники отправляются на учебу в первую или вторую неделю осени, а в Хорватии учебные заведения начинают работу в первый понедельник сентября. Кстати, как и в России, в Болгарии принято дарить первого сентября учителям цветы.
В большинстве школ Америки и Канады начало школьных занятий также приходится на первый понедельник сентября, кроме того, в первый день занятий тут, как и у нас, практикуется, так называемый короткий учебный день, то есть, в первый день занятий школьники не столько учатся, сколько общаются с одноклассниками.
В Латинской Америке зима начинается как раз тогда, когда у нас начинается лето, а осень наступает в марте, что, само собой, прямым образом отражается на расписании школьных занятий. Итак, начало занятий в Аргентине, Коста-Рики и Бразилии приходится на первую неделю февраля, в Чили школы распахивают двери для учеников первого марта, а в Уругвае — в первый понедельник марта.
В подавляющем большинстве азиатских стран начало занятий приходится, как и у нас, на первое сентября, например, в Китае, Гонконге, Лаосе, Тайване и Монголии, а в Мьянме школы начинают работать во вторую среду сентября. Впрочем, во многих странах Азии начало учебного года приходится и на весну. К примеру, в Южной Корее учеба в школах начинается 3-го марта, в же Индии школы отрывают свои двери в середине марта-начале апреля, а в некоторых штатах этой страны начало учебы приходится и вовсе на середину июня. В Японии учебные заведения начинают работу с первого апреля, в Таиланде — в мае, после празднования тайского нового года (его дата определяется каждый раз индивидуально, но обычно он приходится на середину апреля), а на Филиппинах школьники отправляются за знаниями в первых числах июня.
Как ни странно, но и во многих странах Африки дети тоже начинают ходить в школу первого сентября, например, в Эфиопии, Нигерии и Сомали, а в Алжире День Знаний традиционно отмечается в первое воскресенье сентября. В некоторых областях Кении начало школьных занятий тоже приходится на первое сентября, в других же регионах страны учебный год начинается в январе, сразу после празднования Нового года. В ЮАР и Танзании начало учебного года приходится на середину января, а в Южном Судане занятия в школах начинаются 20 марта.
В Австралии учебный год начинается после празднования Дня Австралии — главного национального праздника страны, который отмечается ежегодно 26 января. Впрочем, если 27 января выпадает на вторую половину недели, то школы сдвигают расписание начала занятий в сторону ближайшего понедельника. |
ЕГЭ
НА ЧТО ПОТРАТИТЬ ДЕНЬГИ?
ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ
НУЖНО ЛИ ОБРАЗОВАНИЕ В НАШЕ ВРЕМЯ?
ИНТЕРНЕТ И ОБРАЗОВАНИЕ
Рассмотрим положительные стороны Интернета, а их не мало. Главный аргумент в защиту Интернета это, конечно, его удобность и практичность в образовании. Кто из современных учеников не использовал информацию из Интернета в своих докладах, рефератах или проектах? Конечно же, использовали,- и не раз! Но тут сразу же выплывают и минусы Интернета. Ведь чаще всего информацию не используют, а просто-напросто скачивают, даже не вдумываясь в содержание. Этого, конечно, нужно избежать. Благодаря всемирной паутине появилась возможность обучаться дистанционно. С помощью разнообразных программ можно получить хорошее образование, не выходя из дома. В дополнение к школьным урокам можно найти в Интернете познавательную информацию об изученным материале. Тогда и уроки превратятся не в скучный процесс поглощения знаний, а в увлекательную познавательную игру.
Второй и, наверное, самый большой плюс для современной молодежи - это, конечно же, общение. Но социальные сети можно использовать не только для общения, но и, представьте себе, даже для образовательного процесса. В социальных сетях существуют разнообразные форумы, группы, сообщества, объединенные какой-то темой. Также в социальных сетях предоставлены фотографии, посвященные определенной тематике, которые можно использовать в своих школьных проектах, и не только. Благодаря огромной видеотеке социальных сетей мы есть возможность просматривать документальные и научно - познавательные фильмы. Между прочим, и сами учителя уже начали использовать социальные сети в образовании, проводя онлайн консультации с учеником или даже объяснения нового материала через Интернет. Это все очень практично и удобно, а главное завлекает учеников в образовательный процесс.
ПЕРЕВОДНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ В ШКОЛЕ
Экзамены (слово происходит от лат. examen, обозначавшее поначалу язычок, стрелку у весов, а уже затем оценку, испытание) появились ещё в середине III тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне в школах, где готовили писцов. У выпускников проверяли умение писать, а также разбираться в тканях, металлах, растениях и знания всех четырёх арифметических действий.
А в Древнем Египте для обучения искусству жрецов всем желающим предстояло пройти воистину суровые испытания. Поначалу новичков ждало что-то вроде собеседования: выясняли уровень образованности, биографию и разговорные навыки. Следующий этап: проверка умения трудиться, молчать и слушать. И, наконец, завершающий и самый сложный этап: испытания огнём, водой и угрозой смерти. Кстати, такие испытания преодолел, в частности, Пифагор, проходивший обучение в Египте, а вернувшись в Грецию, он основал школу с подобными испытаниями.
В Древнем Китае, например, учителя чань-буддизма проводили экзаменационные испытания с элементами психологического стресса. Учащиеся должны были быстро, не раздумывая отвечать на загадки и вопросы-парадоксы вроде «Была ли борода у бородатого варвара?» и «Имеет ли собака природу Будды?».
В Европе экзамены, более приближенные к современной форме, возникли в средневековых университетах при испытании на должности бакалавра и магистра. Например, по данным Лейпцигского университета, в 15-начале 16 века из 100 человек, записавшихся на слушание лекций, через два года экзамен держало 30 человек, а к выпускному экзамену явилось всего 6 человек. Как видим, сложность экзаменов тех времён не поддаётся сомнению, ведь за всё время обучения отсеялось 94 процента слушателей.
В 19 веке система экзаменов уже использовалась во всех европейских странах. В России, например, учреждением-первопроходцем, принявшим такую форму проверки знаний, как экзамен, была школа Э. Глюка, основанная в 1705 году в Москве. В 1837 году «Правилами для испытания в уездных училищах и гимназиях» приняты экзаменационные билеты и знакомая нам (правда, ставшая уже историей) пятибалльная система оценки знаний учащегося.
А в начале XX века появилось много противников экзаменационных испытаний из числа педагогов, считавших экзамены необъективными и склоняющими обучающихся к пустой механической «зубрёжке». Так, после Октябрьской революции 1917 года экзамены в СССР были отменены, но ненадолго, так как их отмена привела к существенному ухудшению знаний учащихся.
ВРЕМЯ НАЧАЛА УРОКОВ
Роспотребнадзор ввел новые санитарные требования, которые вступают в силу с 1 сентября 2011, для школ. Причем эти правила распространяются как на государственные школы, так и на частные.
По новому СанПиНу, начальные классы настоятельно рекомендуют разместить в отдельном блоке либо вообще в отдельно стоящем помещении, также желателен выход на открытую площадку. Продленный день (продленка) для первоклассников теперь возможна только с тихим часом. При этом спальни для девочек и мальчиков должны быть раздельными, запрещено использовать двухуровневые кровати. Занятия у начальной школы должны начинаться не ранее 8.00 часов утра. В первых классах оценки ставиться не должны и учебная неделя должна быть пятидневной. В классе должно быть не более 25 человек.
Эти расчеты проводились при условии, что вся школа обучается в одну смену. При отсутствии возможности сделать школу односменной, во вторую смену могут учиться только 2, 3, 4, 6, 7, 8 и 10-ые классы.
Также в новых правилах говориться о нагрузке школьников. Так, например, в 10-11-ых классах нагрузка не должна превышать 37 часов при пятидневной неделе. В эти часы должно входить и профильное обучение.
Объем домашних заданий по всем предметам вместе не должен превышать во 2-3 классах – 1,5 часа, в 4-5 классах - 2 часа, в 6-8 классах – 2,5 часа, в 9-11 классах – 3,5 часа.
Для первоклашек должна быть только пятидневная неделя, для остальных возможна шестидневка. Количество уроков у первых классов не должно превышать четырех в день, пятым уроком может быть только физкультура, общее количество часов в неделю должно быть не более 21 часа. В 10-11 классах может быть до семи уроков в день, но не более 37 часов в неделю.
ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК.
Откуда к нам пришло это слово? Это буквальный перевод французского journal - «ежедневный». По принципу использования и способам занесения информации школьный дневник можно сравнить с еженедельником. Ответственность за его обязательное и аккурат-ное ведение несет сам ученик.
В 1930-1934 годах по всей стране было введено всеобщее обязательное четырехлетнее начальное, а в городах и рабочих поселках - семилетнее обучение. В 1932 году стала создаваться десятилетняя средняя школа. Кроме этого в системе народного образования и в работе учебных заведений в результате реформы 1930-1934-х годов произошли и другие заметные изменения. Среди изменений – начало обучения детей с 7-летнего возраста, утверждение пятибалльной системы оценки знаний учащихся. В этот период были разработаны и введены новые учебные планы, программы, учебники по каждому предмету, и, главное, введен важный школьный документ – дневник.
Традиция вести дневник уходит своими корнями в самое начало XX века. В этот период дневники печатались только в самых известных типографиях, которым было доверено издание всей учебной литературы. Все варианты делились по школам. Так, для церковно-приходских и земских школ свой вариант (самый простой). Для духовных семинарий, гимназий и училищ – другой вариант.
«В царской России обложка у дневника была кожаной, цена 15 копеек за экземпляр независимо от других факторов. Во всех дневниках имелось так называемое наполнение ре-кламой. 1-2 страницы – гербы и флаги всех государств. 3-4 страницы «Памятный листок», который отражал: рост, вес, объем талии, номер очков, размер галош, любимый писатель. 5 страница – график дежурства по классу и по молитве. 6-7 страница – календарь: памятные даты на текущий год. Месяцы в таком дневнике были прописаны по гражданскому и церковному календарю. Самыми интересными страницами дневника для учеников были страницы, посвященные императорскому дому. В них были прописаны все родственники правящей семьи: царь, супруга, дети, внуки, тети, дяди, братья, сестры. Учебный год делился на четверти, результаты которых были промежуточными и отражались в аттестационном листке на последних страницах. Там же выводились и годовые результаты».
Интересные страницы дореволюционного дневника. В таком дневнике медицинская страница описывала случаи оказания первой помощи при насморке. Аптечная страница содержала описание всех препаратов, обязательно имевшихся в каждой школьной аптечке. Было указано его название, от чего применять и каким способом.
На страницах запретов было четко прописано, до какого времени можно быть на катке, в каком платье приходить в школу, какие места занимать в театре, запрет на ношение и хранение холодного оружия. «Форменное платье должно быть опрятно и просто. Никакие украшения, как то: банты, обилие складок не допускаются. Ученицам запрещается посещение ресторанов, клубов, маскарадов, костюмированных, семейных и танцевальных вечеров в каких бы то ни было собраниях для взрослых. Прогулки и отлучки учениц дозволяются с 15 августа по 15-е апреля до 8-ми часов вечера, в остальную часть учебного времени – до 10 часов. Пребывание на катках – до 10 часов вечера. Ученицам запрещается собираться и ходить на улицах группами».
Родители обязаны были регулярно проверять такой дневник и расписываться в нём, тем самым извещая учителя о владении данной информацией. Надо отметить, что подобные приёмы используют учителя и в наше время.
ОБЫЧНЫЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННЫЙ?
Сегодня много говорится о внедрении информационных технологий в общественную и частную жизнь во всех сферах деятельности человека. Школы не стали исключением. Много пишется о том, как внедряются в учебно-воспитательный процесс новинки информационных технологий: электронный журнал и электронный дневник.
Чем хорош или плох электронный дневник?
С одной стороны, электронный дневник – это уровень взаимодействия учителей, родителей, учащихся и администрации школы посредством Интернета. Выгода от этого общения должна быть очевидна для всех: родитель может следить за успеваемостью ребенка, пропусками уроков, за предстоящими мероприятиями в школе; учитель может быстро связаться с родителями, сообщать необходимую информацию. Но не все так гладко, как видится в идеале.
С КАКИМ НАСТРОЕНИЕМ ВЫ ИДЁТЕ В ШКОЛУ?
Настроение - общее эмоциональное состояние (радостное, печальное, бодрое, вялое и т.д.), которое придает определенную окраску всем переживаниям человека. Настроение зависит от условий жизни человека, достижений и неудач в его деятельности, событий в окружающей его действительности, отношения к нему других людей и т. д.
Настроение ребенка может определяться его успехами и неудачами в школе, различными событиями в семье, а также физическим самочувствием. Устойчивость настроения зависит от значительности обстоятельств, которыми оно вызвано, а также от индивидуальных особенностей личности.
Советы психологов:
Как избавиться от плохого настроения?
Потопать ногами
Вы дадите физический выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдет и злость.
Замесить тесто понарошку, раскатать его.
Злость улетучится, так как работать с тестом- очень увлекательное занятие.
Высказать свои чувства.
Рассказать кому-нибудь о своем плохом настроении: родственникам, подруге, другу, собаке, кошке, кукле.
Спеть бодрую песенку, сплясать быстрый танец.
Смыть дурные чувства.
Набрать в ванну теплой воды, лечь всем телом ощутить, как вода смывает все плохое.
Надуть злостью шарик.
Надуть шарик, завязать и бросить его в мусорный контейнер или в воздух - с ним ваше плохое настроение улетит далеко.
УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА
Великий реформатор Ян Амос Коменский мечтал о преемственности всех ступеней единой, стройной системы школьного образования и потому определил образовательный стандарт содержания обучения для первых трех ступеней (кроме академии) и предложил завершать образование путешествием. Он хотел доступности образования для народа и требовал в начальной школе учить детей на родном языке. В латинской школе он предложил разделить обучение на шесть классов для учеников одного возраста, в каждом из которых определенный учебный предмет в заданном объеме должен был преподавать только один учитель, и смело ввел в курс обучения естественно-научные дисциплины (физику, географию, основы физиологии) и историю. Для эффективной организации учебной работы Коменский придумал классно-урочную систему: прием в школу один раз в году, деление учебного года на четыре четверти с каникулами, систематический учет знаний (каждый урок, ежедневно, ежемесячно, каждую четверть и переводные экзамены в конце года), отдельные комнаты для каждого класса, урок продолжительностью 45 минут, во время которого учитель обязательно объясняет, дает упражнения и проводит опрос, четкое тематическое и поурочное планирование, единое расписание учебного дня: 4 урока в школе родного языка и 6 уроков в латинской школе.
|
|
ТЕСТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ НА УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ
Государственный научный центр психиатрии и наркологии Минздравмедпрома РФ регулярно проводит социологические исследования, и по последним отчетам картина наркомании в РФ такова:
- среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет спиртные напитки потребляют 88% мальчиков и 93% девочек
- употребляли наркотические и токсические вещества, хотя бы один раз в жизни 56% мальчиков и 20% девочек.
- потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек.
Согласно отчетам заместителя главного нарколога Москвы Е.Брюна:
- в Москве насчитывается от 600 000 до 1 000 000 наркоманов
- у 90% наркоманов диагностируется заразная форма гепатита
- средний возраст наркомана неуклонно снижается до подросткового.
ШКОЛЬНАЯ ФОРМА
Точная дата введения школьной формы в России - 1834 году. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табеля о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.
Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.
После революции, в рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы.
Период "бесформенности" длился до 1949 года.
Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной. В СССР вводится единая школьная форма. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником. Стоит отметить, что, в общем, школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России.
Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и манжеты - со временем несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки).
Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.
1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, но милитаризированного вида они не потеряли. Важными аксессуарами была фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Строго регламентировались причёски - под машинку, как в армии. А форма девочек осталась старая.
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.
Для девочек опять ничего не поменялось. Тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период.
У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий.
Вот уже больше десяти лет российские школьники обходятся без форменной одежды, а на занятия приходят кто во что горазд: в джинсах, футболках и спортивных костюмах.
ШКОЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ
Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из трех баллов, каждый из которых обозначал разряд. По этим разрядам ученики и делились на лучших, средних и худших. Со временем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы. Так сформировалась пятибалльная шкала.
Впервые оценивать знания в России начали в 1737 году, при императрице Анне Иоановне, племяннице Петра I. Оценки тогда были словесными "хорошо - плохо".
Русская школа пережила 3-, 5- и 8-, 10-,12-балльную систему оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1837 году официально утверждена Министерством народного просвещения: «1» — слабые успехи; «2» — посредственные; «З» — достаточные; «4» — хорошие; «5» — отличные.
В конце XIX века родилась идея безотметочного обучения, которая успешно экспериментировалась. В 1916 году Министерство просвещения уже было готово официально объявить об упразднении отметок в школах. В практику вводились простые уведомления родителей о случаях неуспеваемости детей.
Но тут прогремела Октябрьская революция 1917-го года, сокрушившая всю систему жизни страны. Несмотря на то, что все старое, "царское" категорически отвергалось, Народный комиссариат просвещения, который возглавила Надежда Константиновна Крупская, посчитал, что мысль об отмене цифровой системы оценки знаний не так уж плоха и вполне соответствует лозунгу раскрепощения народа, провозглашенному Советской властью. 31 мая 1918 г Наркомпросс издает Постановление «Об отмене отметок». В Постановлении было сказано следующее:
«1. Применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики.
2. Перевод из класса в класс и выдача свидетельств производится на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета об использовании учебной работы».
Говоря о новой форме учета знаний учащихся, введенной в отечественную школу в 20-х годах XX в., В.М. Полонский пишет, что она наряду с положительными моментами (развитие самостоятельности у детей) обнаружила свои слабые стороны. "Повсеместно стало отмечаться снижение качества знаний, уровня обученности, дисциплины. Школьники перестали регулярно заниматься в классе и дома" В 1935 г. советская школа возвращается к 5-балльной словесной форме оценки знаний учащихся: «очень плохо», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично», а в 1944 году к ним добавили и привычные баллы (от 1 до 5). 5-балльная система оценки знаний была снова официально узаконена и практически всю советскую эпоху не модернизировалась (исключая отдельные эксперименты).
Школьная система Греции использует балльную систему оценок:
18,5 - 20,0 - отлично
15,5 - 18,4 - очень хорошо
12,5 -15,4 - хорошо
10,0 - 12,4 - удовлетворительно.
0,0 - 9,9 - неудовлетворительно.
Система оценок в школьном образовании Германии использует пятибалльную систему:
1 - очень хорошо
2 - хорошо
3 - очень удовлетворительно
4 - соответствует/проходит
5 - плохо, неудовлетворительно.
Наиболее популярной системой оценок в школах США является буквенная система:
A - отлично
B - хорошо
C и D - удовлетворительно
F - неудовлетворительно.
В школьном образовании Чехии применяется цифровая и словесная шкалы оценок:
1 - Vyborny - отлично
2 - Chvalitebny - похвально
3 - Dobry - хорошо
4 - Dostatecny - достаточно
5 - Nedostatecny - недостаточно.
Школьное образование в Китае использует буквенную и процентную шкалы оценок:
A 90-100% - отлично
B 80-89% - хорошо
C 70-79% - средне
D 60-69% - удовлетворительно
F 0-59% - неудовлетворительно.
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧИТЕЛЬ?
Впервые в российском образовании разрабатывается концепция и содержание профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности,для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
В работе над проектом концепции и содержания профессионального стандарта педагога приняли участие заслуженные педагоги, ведущие представители экспертного сообщества. Рабочую группу по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога возглавил Е.А. Ямбург, директор Центра образования№109 города Москвы, член Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации.